Интервью с режиссёром: Тимофей Харкевич о профессии

Дата публикации: 02 Июня 2018 г. // Автор:
Интервью с режиссёром: Тимофей Харкевич о профессии

Выпускник МГИК, создатель проектов «Прощание», «Параллели» и «Стефания», обладатель многочисленных гран-при: о том, какую реакцию режиссер ожидает увидеть от зрителей, о любимых приемах в кинематографе, об особенностях получения финансирования и съемках видеоклипов.

Можете ли вы обозначить круг тем, о которых вам интереснее всего снимать?

Мне близка темы природы – детство я проводил за городом, и фактура лесов, полей, деревень, озёр оставила свой отпечаток в моей памяти. Кажется, оставаясь с природой наедине, человек может узнать себя лучше, увидеть другого человека, не загромождая пространство инфраструктурой и другой мишурой. А зритель увидит свободного человека, не обремененного надуманными проблемами, делами и временем. И здесь мне хочется изучать его поступки: почему он поступает так, а не иначе; почему ему важнее одно, а не другое; зачем ему нужен другой человек.

Как, например, в вашем фильме «Прощание». К слову, там вы в основном используете дальние и общие планы, что необычно для зрителя. Вы кем-то вдохновлялись или это ваша отличительная особенность?

Дальние и общие планы не менее выразительны, чем крупные. В некоторых случаях мне хочется, чтобы зритель был наблюдателем, а не участником сцены. Тогда я предлагаю ему издалека посмотреть на происходящее и поразмышлять.Если в театре актёру нужно говорить в три раза громче, чем в жизни, то в кино следует говорить в три раза тише, чем в жизни. Это отдельная работа с актёрами. Поэтому важно не подвести актёра и историю сцены. Пускай мы лучше дорисуем мимику актёра, нежели увидим фальшь.

Разумеется, что-то я «ворую» у тех режиссёров, которые изобрели некоторые узнаваемые приемы. Это очень «разношерстная» компания: Феллини, Тарковский, Форман, Данелия, Кончаловский, Бертолуччи, Ромм, Кубрик, Коппола и другие.

Сцена из фильма «Прощание»

Название: Сцена из фильма «Прощание»

Вы говорите о стремлении к тому, чтобы зритель наблюдал, размышлял, не был падок на спецэффекты. Есть ли ещё ключевые моменты: какая-то реакция, действие? Чего вы ждёте от аудитории во время или по итогу просмотра ваших картин?

Я жду от зрителя внимания, сочувствия, размышления. Жду даже отрицания - это некий толчок вперед, вроде, иди дальше, чего остановился.
Жду молчания после просмотра и отсутствия бытовых реплик. Мне не так много лет, потому я рассказываю только о тех вещах, которые сам пережил или испытал. Или как мог бы их пережить и как поступить. Жду, что кому-то станет легче, кто-то вспомнит свою историю из жизни и поймет: «да, я не один такой...». Или кто-то скажет: «да не может такого быть!», а потом сам окажется в подобных обстоятельствах. Для одних – исповедь, для других – проповедь.

Поговорим о другой стороне съёмок: ваш проект «Параллели» поддержало министерство культуры. Как вам удалось получить финансирование?

Этим занималась одна продюсерская компания, но финансирование было получено на этап постпродакшена. Сумма была мизерная, тем не менее на эти деньги я провел большую премьеру в «Фитиле», совместив ее со своим днём рождения. Фильм «Параллели» был экспериментальным, очень многие друзья и актеры мне помогали совершенно бесплатно.

Сцена из фильма «Стефания»

Название: Сцена из фильма «Стефания»

Перейдем к другому жанру: вы снимали клип на песню группы КвинЧ «Черный ворон». Как вам кажется, в чем основная задача режиссера на съемках музыкальных роликов? И есть ли в этом процессе  существенные отличия от съемок кино?

Видеоклип – наиболее синтетический жанр аудиовизуального произведения. Здесь могут быть использованы и натурные, интерьерные съемки, и архивные материалы, и графика, анимация. Задача режиссёра при съёмке видеоклипа – создать на экране образ песни. И тут видеокартинка необязательно должна дублировать историю. Это некие размышления на тему музыкального произведения.

Режиссёру необходимо визуально представить музыкальную композицию, найти ассоциации, сравнения, даже подобрать цвет, свет и характер камеры. Возможно, придумать собственный сюжет, который в сочетании с песней создаст совершенно новую историю.
Некоторые видеоклипы мы смотрим как кино. Поэтому кинофильм от музыкального клипа разительно может отличаться лишь решением режиссёра.

Наконец, познакомьте наших читателей с наиболее необычным проектом: медиацентром лицея 1535. Какова его цель, почему вы решили снимать программы со школьниками?

Сейчас у меня два больших проекта в двух школах. Одному, под названием «Теледети. Телевидение школы 1210» уже пять сезонов. Второму, «Медиацентр 1535» – всего полгода. Это работа, которой я занят, пока не снимаю кино. У нас с ребятами много телевизионных жанров: программы, интервью, документальные фильмы, социальная реклама, влоги. В этой работе две цели: для ребят – узнать основы телевизионной профессии, а для меня – поддержать свое телевизионное мастерство, потому что из «ящика» я ушёл, но кто знает... Тем более, что я стараюсь работать с ребятами на серьёзном уровне, копаясь в историях и находя то, что скрыто от обычных глаз. Частенько и для меня бывают открытия.

FAKE Music Magazine © 2007-2018