Десять документальных фильмов о музыкантах, которые стоит посмотреть

Дата публикации: 08 Сентября 2018 г. // Автор:
Десять документальных фильмов о музыкантах, которые стоит посмотреть

Уже давно документальные ленты о музыкантах являются отдельным, весьма искушённым поджанром этой отрасли кинематографа. Представляем вашему вниманию 10 если не гениальных, то близких к этому статусу фильмов. Обязательны для просмотра тем, кто найдёт в статье знакомые имена.

Meeting People Is Easy (1998)

События второй половины 1997 года, когда не хватавшие звёзд с неба оксфордцы вмиг превратились в лучшую рок-банду на Земле, вошли в основу ’Meeting People Is Easy’. Альбом ‘OK Computer’ перевернул мир. Режиссёр Грант Ги чувствовал запах успеха и отправился с группой в турне. Лента представляет собой компиляцию из нарезок, чем занимались музыканты в то время. Здесь нет никаких классических для жанра посиделок перед камерой и ответов на банальные вопросы. Да, есть интервью, но оператор в такие моменты как третий лишний. Надсмотрщик, запечатлевающий самое интересное. То, чего не выразить словами. Стоит отметить, что в фильме очень много художественного: камера следует по пятам музыкантов не абы как, не дышит им в спину, а всегда находится где-то сбоку, аккуратно присматривая за происходящим. В то же время, когда никого из квинтета нет в кадре, нам показывают всякие магистрали, дороги и вокзалы, которые Radiohead посещали по всему миру, а также обрывки статей из газет и журналов под фоновые записи эфиров с музыкой и не только. И всё как в наркотическом дурмане, Грант Ги играет со светом и эффектами как Том Йорк с душами слушателей.

 

Buena Vista Social Club (1998)

Когда известный рок-музыкант Рай Кудер был молодым, он путешествовал по разным странам и впитывал в себя их музыкальную культуру. Как-то раз, будучи с женой на отдыхе в славной Гаване, артист услышал по радио песню, которая его очень впечатлила. Но в семидесятых не было интернета, а у самого Кудера ещё не было никаких связей в музыкальной индустрии, поэтому он не смог узнать ни исполнителя, ни названия. Куба 20 с лишним лет оставалась только в его воспоминаниях. Так случилось, что в середине девяностых продюсеры подбили его на то, чтобы Рай вернулся на Карибы с целью сделать своеобразный отчёт в плане искусства. Едва ли они думали, что путешествие музыканта (и его сына-барабанщика, которого он “прихватил” с собой) затянется на несколько лет, а плодом его усилий станет создание группы. Кудер по всей стране начал искать героев прошлого – мастеров, о которых уже все давно забыли. Собрав команду, ей дали название, которое носил уже давно почивший клуб на окраине Гаваны. Компания из людей, которым уже далеко за 50, начала ежедневные репетиции: вспоминали песни своей молодости, писали новые, импровизировали, проводя долгие часы на студии. Результатом стали синглы, альбом, позитивные эмоции и возвращение тяги к жизни. А вишенкой на торте – концерт ни где-нибудь, а в Carnegie Hall. Вим Вендерс, близкий друг Рая Кудера, сопровождал его на протяжение всей поездки, создав этот удивительный фильм.

 

Daft Punk Unchained (2015)

‘Daft Punk Unchained’ – это подробнейший рассказ о французском хаус-дуэте, выполненный в классическом документальном стиле. На протяжении всего хронометража экран высвечивает главные даты в истории группы, а также имена людей, которые повлияли на деятельность французов в разные этапы карьеры. Все эти личности появляются перед камерой, чтобы ответить на несколько вопросов, а сами Daft Punk живут в фильме только как авторы саундтрека. Периодически нам включают записи интервью с ними, как из девяностых, так и более современные. Что дат, что людей – огромное количество, режиссёр Эрве Мартин-Дельпьерр заострил внимание на всех более-менее интересных событиях. За 85 минут складывается впечатление, что теперь о группе мы знаем досконально всё.

 

Get Thrashed (2006)

Творение Рика Эрнста тяжело называть просто документалистикой. На ум приходят другие ассоциации – исследование, научная работа, эксперимент. Для того чтобы поведать об истории трэш-метала миру, Рик и его команда взяли интервью у ВСЕХ хотя бы мало-мальских знаменитых групп, которые когда-то играли или до сих пор играют трэш-метал. В результате фильму не понадобился закадровый голос или какие-то специальные аналитические выкладки: становление и эволюция жанра представляется непосредственно теми, кто был вовлечён в игру все эти долгие годы. Сто минут хронометража (и 90 дополнительных материалов) – это мелко нарезанные кусочки разговоров с небожителями, сдобренные рассказами от метал ди-джеев и музыкальных критиков. По истечении трёх часов просмотра вы будете знать о трэш-метале решительно всё: кто был первым, кто на кого и как повлиял, как должен одеваться поклонник такой музыки, какие альбомы нужно знать на зубок и прочие интересности. Каждой группе отдельно посвящены несколько минут эфира (большой четвёрке и Exodus – непосредственно в фильме, остальным – в допах), поэтому если смотреть с блокнотом в руках – запаса тяжёлой музыки для плеера хватит на долгое время.

 

20 Feet from Stardom (2013)

Герои фильма – женщины в составе: Дарлин Лав, Джудит Хилл, Мерри Клейтон, Лиза Фишер, Тата Вега и Джо Лоури. Если вам ни о чём не говорят эти имена – не пугайтесь, скорее всего вы просто живёте в Европе или музыка не самое главное из ваших увлечений. Так-то Дарлин Лав член Зала славы рок-н-ролла, а остальные певицы очень хорошо известны у себя на родине. Пик творчества всех, за исключением Джудит, пришёлся на 70-80-ые года прошлого века. Все они – бэк-вокалистки. Певицы, которые в какой-то момент поняли, что достойны большего, чем стоять где-то далеко от света софитов, и смогли всего добиться. ’20 Feet from Stardom’ представляет собой нарезку из интервью с ними и с теми музыкантами, что были для них пропуском в мир музыки (около 30 человек, от Стиви Уандера до Стинга), а также архивные съёмки и ностальгические посиделки, организованные съёмочной группой. Те, кто 30 лет назад зажигал в лучших залах Америки, соберутся впервые за долгое время, чтобы вспомнить славные времена.

 

Michael Jackson's This Is It (2009)

‘This Is It’ – это концертный тур Джексона, которому не суждено было состояться. Порядочно забытый широкой общественностью артист решил в 2009-ом году сделать ход конём – вернуться на вершины чартов с помощью нового турне. Оно ничему не было приурочено, у музыканта не было на руках нового альбома или кучи синглов. Всё решило желание и неуёмная энергетика певца. Задумка была грандиозной – серия из 10 концертов, в течение каждого из которых непосредственно музыка переплетётся с потрясающей графической частью, светом, танцами и кучей спецэффектов. Народ затопал ногами: почему 10, мы хотим больше! Ответ последовал незамедлительно – хорошо, будет 50. Первое из пятидесяти выступлений было запланировано на июль 2009-го года, однако незадолго до этого, 25 июня, Майкл по вине личного врача ушёл из жизни. Чуть позже публике стал известен факт того, что многие предтуровые репетиции Джексона были записаны постановщиком ‘This Is It’ Кенни Ортегой в высоком разрешении и могут стать основой для документального фильма. В результате именно Ортега и стал его режиссёром. Отрывки с репетицией чередуются с короткими интервью членов ‘Jackson's Team’. Плюс есть эпизод о том, как непросто было попасть в команду певца. Выпущенный в октябре 2009-го “Майкл Джексон: Вот и всё” стал самым кассовым концертным фильмом всех времён, собрав в прокате более 260 миллионов долларов.

 

George Harrison: Living in the Material World (2011)

Один из лучших режиссёров современности Мартин Скорсезе долго работал над этим проектом, причём параллельно с ним снимая ещё “Остров проклятых”. Для формирования фильма были подняты тонны архивных съёмок, масса фотографий, ну и само собой были отсняты новые интервью с людьми, которые играли в жизни Харрисона не последнюю роль. Результат ошеломляет: 208 минут хронометража. Для удобства документалку поделили на две части и даже добились мирового проката. В России, например, фильм заработал 24 тысячи долларов. При объёме более чем в три часа, что-то говорить о содержании бессмысленно. Скорсезе воссоздал всю жизнь великого музыканта, от пре-битловской карьеры до самых последних дней.

 

20,000 Days on Earth (2014)

Красноречив слоган фильма: “Один вымышленный день из жизни настоящего музыканта”. Что Ник Кейв настоящий мы не сомневались, а вот то, что день вымышленный и никакого отношения к цифре 20 000, по сути, не имеет, понятно не сразу. После сильных титров, отсчитывающих цифру с четырьмя нулями и на фоне показывающих все преобразования Кейва от колыбели до наших дней, музыкант просыпается в собственной квартире. Закадровый голос, принадлежащий ему же, вещает: “Сегодня мой двадцатитысячный день на Земле”. После этого он едет в студию, оттуда в другую студию и так далее. По сюжету равномерно расставлены свидания с людьми, которые сыграли в жизни певца не последнюю роль. Друзья, коллеги, психоаналитик, журналисты и другие личности. В рамках живого диалога Ник рассказывает им весёлые и не очень истории прошлого, всё больше открывая перед зрителями свою душу. Нужно подчеркнуть – это именно диалоги, семейные беседы. Ни одного классического интервью в фильме нет, что уже делает его уникальным. Чередуются эти разговоры с музыкальными вставками и закадровыми откровениями артиста. Конечно, всё это снималось не один день и монтировалось не одну неделю, но сути режиссёрской идеи это не изменило: в финале Кейв выходит на пляж и устремляет свой взор к луне, а камера удаляется от него всё дальше и дальше. Смонтировано всё так, будто мы действительно пробыли рядом с ним ровно сутки.

 

Tupac: Resurrection (2003)

“Тупак: Воскрешение” можно бы было назвать классическим представителем документального кино, посвящённого одной громкой личности, если бы не несколько тонкостей. Лорен Лэйзин – женщина, которая никогда до того не занималась режиссурой, отважилась снять документалку о рэпере №1 в 2003 году. На тот момент прошло уже более 5 лет со дня смерти Тупака, однако закадровый голос в фильме принадлежит самому главному герою. Потрясающий эффект, особенно в те моменты, когда человек за кадром рассказывает: “Меня застрелили на пересечении вот этих улиц, я гулял здесь, когда был маленьким”. В совокупности с тем, что оператор Джон Элс часто пользуется общими планами, снятыми с высоты птичьего полёта, создаётся впечатление, что рэпер действительно смотрит на нас с небес и рассказывает историю своей жизни. Начиная даже не со школьной скамьи, а с утробы матери (женщина максимально влияла на жизнь сына), нас проведут по всем важным вехам жизни рэпера и покажут изнанку королевской жизни. Сам Шакур, как и положено, представляется в различных статусах, из которых можно выделить основные: музыкант, актёр, балагур, заключённый. И главный – Борец.

 

God Bless Ozzy Osbourne (2011)

Тёзки Майк Флайсс (который обычно продюсер и сценарист) и Майк Пистицелли (клипмейкер), далёкие от документального кино, внезапно осознали, что ещё никто, оказывается, не снял хорошую картину о постаревшем Оззи. Околонулевые познания обоих в этой сфере не стали приговором конечному продукту по одной простой причине. Несмотря на то, что сниматься в документальном фильме, посвящённому себе родимому, это едва ли не лучшее чувство, что музыкант может испытать при жизни, Осборну на площадке не нужен был супер-режиссёр. Ему нужен был психолог. Тот, кто будет задавать интересные вопросы в той последовательности, чтоб ему не хотелось втащить по лицу. Кто знает, может какие-то эксцессы и имели место быть, не попав в окончательный монтаж, но факт есть факт – "God Bless Ozzy Osbourne" создаёт атмосферу абсолютной ламповости и душевности. Откровения всех членов семьи певца и его самого будто делают зрителя на два часа родственником Оззи. Очень высокий созерцательный эффект. Выполненный в самом классическом формате – архивные съёмки в правильной хронологической последовательности, перебивающиеся интервью, записанными специально для фильма – он специфичен, как и сама фигура рокера. Смешное в нём страшно, а страшное – смешно.

FAKE Music Magazine © 2007-2018