ММКФ. Фестиваль как он есть

Дата публикации: 14 Сентября 2018 г. // Автор:
ММКФ. Фестиваль как он есть

Самый масштабный из отечественных – Московский Международный кинофестиваль, был создан и продолжает уже около полувека свою работу, в целях развития культурного обмена, взаимопонимания между народами и сотрудничества между кинематографистами всего мира.

Это один из старейших в мире фестивалей кино. Старше только Венецианский (1932). Главный приз ММКФ – «Золотой Святой Георгий» (статуэтка изображает святого Георгия верхом на серебряном коне, поражающего копьем дракона) был учреждён в 1989 году. До этого вручались большие и золотые призы, золотые и серебряные медали.

Программа фестиваля традиционно включает: 

  • Основной Конкурс; 
  • Конкурс документального кино;
  • Конкурс короткометражного кино;
  • Внеконкурсный показ; 
  • Ретроспективный показ; 
  • Программу Российского кино.

Впервые он проводился в 1935 году,  председателем жюри был  Сергей Эйзенштейн. Но хронологию фестиваля принято отсчитывать с 1959 года, когда он превратился  в регулярное мероприятие. В начале 60-х годов, произошло второе рождение ММКФ - в период «оттепели» в кино пришло новое поколение режиссеров. В это время советский кинематограф начал обновляться вместе с мировым – поэтому в конкурсных и внеконкурсных программах ММКФ можно было встретить имена зарубежных кинематографистов, чьи  работы переосмысливали само понятие кино. Они отказывались от классических форм и ставили под сомнение признанные классические авторитеты. В программах Московского кинофестиваля были замечены  имена Федерико Феллини, Кането Синдо, гостями фестиваля были крупнейшие кинозвезды того времени – София Лорен, Элизабет Тейлор, Питер Финч, Ричард Бартон, Анна Карина, Симона Синьоре, Жан Марэ, Ив Монтан. На Московском кинофестивале побывали Анна Маньяни, Микеланджело Антониони, Лилиан Гиш, Дмитрий Темкин, Мишель Симон, Кэрол Рид, Жак Тати.  Вполне закономерно, что представительство на ММКФ получали кинематографии стран, входивших в социалистический блок. Свои первые успехи в кинокарьере делали Бинка Желязкова, Конрад Вольф, Мирча Дрэган, Андраш Ковач, Анджей Вайда, Мануэль Октавио Гомес.

В 1972 году ММКФ получил категорию «А», и поровнялся с фестивалями в Каннах, Берлине, Сан-Себастьяне, Венеции. По правилам, в фестивале класса «А» могут участвовать фильмы, еще не демонстрировавшиеся на других международных киносмотрах.

Идеологические особенности 70-х – 80-х годов отразились и на программе фестиваля. В ней главным образом присутствовали «правильные» фильмы из соцстран и не самые выдающиеся произведения с Запада. Фестиваль был кривым зеркалом мирового кино. Такие явления, как французская «новая волна», появление американских «независимых», давшее сильный толчок развитию и становлению нового Голливуда,  – всё это шло по касательной ММКФ. Но тем не менее, и в таких условиях фестиваль не терял своё значение для киноманов, которые съезжались со всей страны, чтобы попасть на просмотры фильмов, просочившихся сквозь цензуру. Наиболее значимая картина конкурса из Советского союза, стала – «Иди и смотри» (реж. Элем Климов, 1985). Многочисленные «стены» и «железные занавесы» начали падать, спровоцировав интерес зарубежных кинематографистов, которые горели желанием поскорее увидеть обновляющуюся страну. Это видно из состава жюри XV ММКФ – Роберт де Ниро, Ханна Шигулла,  Антонио Гадес, Тенгиз Абуладзе, только что прогремевший на весь мир своей антитоталитарной притчей «Покаяние». В жюри были замечены, уже ставший суперзвездой Эмир Кустурица, бывший диссидент, а теперь уже почти классик чех Иржи Менцель,  триумфатор Берлинского кинофестиваля Чжан Имоу. 

На ММКФ были представлены премьеры фильмов, режиссёры которых в будущем станут признанными мастерами: Аки Каурисмяки, Кшиштоф Кесьлевский, Асгар Фархади, Борис Хлебников. 

 

Когда президентом фестиваля стал Никита Михалков (1999), ММКФ обрёл слаженную команду и стал на путь большей точности в программировании и организации просмотров. За это время он превратился не только в культурное, но и в светское мероприятие. Ещё несколько лет назад фестиваль испытывал проблемы с посещаемостью, которые теперь сошли на нет – Михалков даже добился от  московского руководства выделения места в Лужниках для строительства фестивального Дворца. Репертуар фестиваля тоже изменился. ММКФ стал местом, где престижно устраивать мировые премьеры. Среди недавних гостей фестиваля, чьи фильмы стали настоящими событиями – Брэд Питт, Квентин Тарантино, Майкл Манн, Джон Малкович, Шон Пенн, Эдриен Броуди, Тим Бёртон.  В 1999 году была учреждена почетная премия  выдающимся мастерам актерского искусства. Эти премии имени Константина Станиславского «Верю» получили Джек Николсон, Жанна Моро, Мерил Стрип, Фанни Ардан, Жерар Депардье, Олег Янковский , Изабель Юппер, Катрин Денёв, Ксения Раппопорт, Хелен Миррен.

Укрепление позиций фестиваля конечно связано и с развитием  кинобизнеса в стране – к примеру, успех фильма «Духлесс» связан с тем, что он открывал 34-й ММКФ. Это касается и других премьер последнего времени – «Орлеан» Андрея Прошкина, «Последняя сказка Риты» Ренаты Литвиновой и др. 

Одной из особенностей ММКФ стали обширные ретроспективы, вызывающие неподдельный интерес у публики – это возможность посмотреть фильмы, доступа к которым, раньше, просто не было. На экраны вывели фильмы Клода Шаброля, Вернера Херцога, Бернардо Бертолуччи, Такеши Китано. Традиционными стали программы - «Восемь с половиной фильмов», «Эйфория», «Фильмы, которых здесь не было», «Русский след» и др. Очень популярна программа современного российского кино, включившая в себя премьерные показы наиболее заметных картин, сделанных отечественными  кинематографистами за минувший сезон.  

Фестиваль выпускает ежедневное печатное издание «Манеж», ведет собственную трансляцию основных событий по внутреннему телевидению, издает буклеты, посвященные отдельным программам. 

Программным директором ММКФ является культуролог Кирилл Разлогов, отборочную комиссию возглавляет российский кинокритик Андрей Плахов.

 

В этом году ММКФ открылся на два месяца раньше обычного (из-за чемпионата мира по футболу, который проходил в июне и июле). За неделю зрители увидели более 200 картин из 67 стран. Главный приз «Золотой Георгий» и Приз жюри ФИПРЕССИ получил фильм «Царь-Птица» (реж. Эдуард Новиков), Специальный приз жюри «Серебряный Георгий» у фильма «НЮ» (реж. Ян Гэ), Приз жюри российской кинокритики – «Стойкость» (реж. Рашид Маликов), Приз зрительских симпатий– «12-й человек» (реж. Харальд Цварт). С полным списком фильмов можно ознакомиться на сайте фестиваля, там много чего интересного.

FAKE Music Magazine © 2007-2018